Архивы

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 4 (2022)

    Дорогие коллеги!

     

    Выпуск посвящен итогам V Всероссийской конференции с международным участием «Образ русского мира в поликультурном пространстве». Традиционным стало участие в конференции коллег кафедры русского языка как иностранного Минского государственного медицинского университета. Статьи, посвящённые вопросам методики преподавания русского языка для иностранных студентов-медиков, явились результатом научной дискуссии и профессиональной коммуникации.

    Проблемы межкультурного взаимодействия стали актуальными и для других авторов нашего сетевого издания. Психологические и социальные аспекты перцепции и стереотипизации в межкультурной коммуникации, а также проблема неоднозначного восприятия иной культуры, иного образа жизни и мышления обсуждается на страницах журнала. Коллективное бессознательное становится предметом другого исследования в связи с «модной» темой медикализации современного общества. Уровень тревожности студентов-медиков проанализирован в работе современных философов.

    Таким образом, актуальные вопросы метапредметных связей, межкультурного общения и обсуждение неоднозначных коллизий сегодняшнего мироощущения отразились в публикациях настоящего номера.

    В преддверии Нового года хочется пожелать всем нашим авторам крепкого здоровья, воодушевляющих желаний, научных и творческих свершений! Будем рады продуктивному профессиональному общению с новыми авторами!

     

    С уважением,

    главный редактор междисциплинарного сетевого издания

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»,

    к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного Алтайского государственного медицинского университета,

    Рылова Елена Владимировна

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 3 (2022)

    Дорогие коллеги!

     

    Учёные, исследователи, авторы журнала!

     

    Настоящий номер нашего сетевого издания «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине» посвящён актуальным научным вопросам междисциплинарной направленности.

    Самым значимым разделом этого выпуска стали статьи авторов-педагогов, которые работают в области исследования русского языка как иностранного, преподают русский язык иностранным гражданам, студентам вузов. Этот вид деятельности всегда был актуален не только в качестве помощи в освоении специальных профильных дисциплин, но и как способ приобщения иностранцев к русской культуре, литературе, искусству.  Всесторонне образованный человек, как известно, легче усваивает язык специальности, понимает межпредметные связи, реализует личностный научный потенциал.

    Второй значимый раздел выпуска – статьи, посвящённые методике преподавания в медицинском вузе. Процесс образования должен отвечать вызовам современного общества, поэтому актуальные вопросы цифровизации, симуляционных ресурсов, развития и совершенствования коммуникационных навыков, здорового образа жизни и востребованности медицинских специальностей стали предметом исследования преподавателей, обучающих студентов-медиков.

    Всех авторов статей объединяет искренняя заинтересованность в результатах научных экспериментов, стремление к профессиональному развитию, ориентированность на внимательное отношение к педагогической деятельности в высшей школе.

     

    С уважением,

    главный редактор междисциплинарного сетевого издания

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»,

    к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного Алтайского государственного медицинского университета,

    Рылова Елена Владимировна

     

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 2 (2022)

    Уважаемые коллеги!

    Вопросы соотношения проблем лингвистики, шире – коммуникации, и медицины определяются важностью настоящего момента развития культуры и образования. Врач, как и языковед (учёный-исследователь, преподаватель), работает в сфере «Человек – Человек», которая опосредована языком.

    Современные образовательные технологии открывают как новые возможности, так и делают как никогда актуальным общение личностное, контактное, индивидуальное. Коммуникация с партнёром по общению, будь то пациент или обучающийся, требует от участников коммуникативного акта разносторонних знаний – семиотических, психологических, лингвистических и пр.  От того, насколько хорошо ты умеешь вести беседу, во многом зависит успешность / неуспешность коммуницирования – достижение целей диагностирования и излечения больного, мотивированность к обучению будущего профессионала, результативность психологического консультирования.

    Статьи настоящего выпуска рассматривают актуальные проблемы современной гуманитарной науки, призванной обеспечивать межпредметные связи и отвечать духу времени.

    С уважением,

    главный редактор междисциплинарного сетевого издания

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»,

    к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного Алтайского государственного медицинского университета,

    Рылова Елена Владимировна

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 1 (2022)

    Дорогие коллеги, друзья!

    Все течёт, всё меняется…

    Научное знание в динамично развивающемся мире играет важную роль. Темпы научного развития возрастают с каждым годом. Современное общество остро нуждается в гармонизации. И гуманитарные науки должны предложить научному сообществу такие модели, скрипты и стратегии, которые позволят сохранить ценностный потенциал науки.

    Начало нового года в Алтайском государственном медицинском университете проходило под эгидой «Круглых столов» профессиональных сообществ. Кафедры, выступившие организаторами данных учебно-методических мероприятий, ставили перед собой цели оптимизации, качественного улучшения учебного процесса в медицинском вузе при реализации различных образовательных программ. Важной темой для дискуссии стала проблема поиска путей повышения качества образования по специальности «Стоматология» специализация «Стоматология» для иностранных граждан (билингвальное обучение).

    Вопросы, связанные с выбором методологии, методов и методик подготовки клинических психологов в медицинских вузах обсуждались на учебно-методическом круглом столе Института клинической психологии «Проблемы и перспективы организации психологического образования в медицинском вузе: опыт, традиции, инновации». Особенности формирования коммуникативных компетенций специалиста сферы здравоохранения и актуальные направления совершенствования надпрофессиональных компетенций в процессе изучения гуманитарных, медико-биологических и клинических дисциплин обсуждалась профессорско-преподавательским составом институтов в рамках круглого стола «Формирование коммуникативных компетенций специалиста сферы здравоохранения на разных этапах профессиональной подготовки». Результаты межкафедральных научно-педагогических дискуссий стали основой методологических и методических авторских рассуждений, представленных в настоящем выпуске.

    Живая научная беседа всегда способствует продуцированию новых оригинальных смыслов. Надеюсь, что статьи наших авторов будут интересны вдумчивым читателям!

     

    С уважением,

    главный редактор междисциплинарного сетевого издания

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»,

    к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного Алтайского государственного медицинского университета,

    Рылова Елена Владимировна.

     

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 4 (2021)

    Дорогие коллеги, друзья!

    Вот и подходит к концу 2021 год. Это первый полный год выпуска нашего электронного издания, журнала. Первые осмысленные шаги, первые слова, первые пространственные ориентиры…

    Журнал постепенно становится той площадкой, где осуществляются общие смыслы и идеи для, казалось бы, разных отраслей знания, развивается совместный диалог. Великий художник и учёный Леонардо да Винчи говорил: «Придет время, когда все ученые будут художниками». Конечно, наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому, что они разные, они могут объединиться. Ярким примером синтеза разнопланового знания и широты научного полёта является для нас личность М.В. Ломоносова, 310-летний юбилей которого мы праздновали в уходящем году.   

    Этот выпуск стал отчётным: опубликованы материалы IV Международной научно-практической онлайн-конференции «Образ Русского мира в поликультурном пространстве», она состоялась 12 октября в Алтайском государственном медицинском университете.

    Желаю всем авторам нашего журнала, настоящим и будущим, новых научных побед, виртуальных творческих планов и реальных возможностей их осуществления! Здоровья, счастья и благополучия в новом году!

     

     

     

    С уважением,

    главный редактор междисциплинарного сетевого издания

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»,

    к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного Алтайского государственного медицинского университета,

    Рылова Елена Владимировна.

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 3 (2021)

    Дорогие коллеги, друзья!

     

    Высшее образование сегодня переживает непростые времена. И дело не только в «ковидных» ограничениях, связанных с пандемией. Актуальные инновационные решения не всегда согласуются с реальными возможностями современного общества. Цифровизация образовательного процесса, которая всё чаще внедряется как современный метод работы в вузе, по мнению психологов, не имеет достаточного когнитивного обоснования и лишена детального научного исследования.

    Так, система тестового контроля, отмечают коллеги, не во всех областях науки оправдывает себя, а современные студенты уже не могут читать и воспринимать классические объёмные тексты. Особенно гуманитарное знание сегодня испытывает трудности. Оно, как шагреневая кожа, далеко не всегда может удержать свои позиции.

    Медицинское образование находится на пике внимания современного общества. Сегодня вузу важно позиционировать себя как перспективную научную платформу, на которой молодёжь сможет реализовать свои амбиции. Будущее медицинской науки связывают с теле- и IT-технологиями, уникальными фармацевтическими разработками, ориентированными на индивидуальные потребности пациента, широкой вакцинацией населения и пропагандой здоровьесбережения.

    Пусть наша совместная деятельность будет и дальше способствовать развитию межпредметных связей и активному научному диалогу, направленному на гармоничное развитие медицинского образования!

    Будьте здоровы!

    С уважением,

    главный редактор междисциплинарного сетевого издания

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»,

    ректор Алтайского государственного медицинского университета, Шереметьева Ирина Игоревна.

     

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 2 (2021)

    Дорогие коллеги, друзья!

     

    2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. Глава государства отметил, что вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, показал колоссальную значимость сферы науки и технологий. Задача Года – привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить активность профессионального сообщества в реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

    Настоящий выпуск нашего журнала посвящён научному отчёту о значимом мероприятии – Всероссийской учебно-методической конференции с международным участием «Формирование навыков исследовательской работы обучающихся медицинских вузов», которая была организована нашим вузом и состоялась 21 апреля 2021 г. в онлайн-формате. Отмечу, что конференция стала демонстрацией не только научных интересов, но имела воспитательный смысл: рядом с известными в стране и мире учёными-медиками выступали будущие учёные – студенты медицинских вузов.

    Сегодня медицинская наука как никогда ощущает свою уникальную востребованность и перспективность. Внимание к образовательным техникам и технологиям сегодня также вызывает особый интерес. Поэтому продвижение научных проектов и технологий, отвечающих вызову времени, – является основной задачей нашего журнала.

    Площадка журнала «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине» открыта для научного профессионального сообщества!

     

     

                                                                   С уважением,

    главный редактор междисциплинарного журнала

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»,

    ректор Алтайского государственного медицинского университета, Шереметьева Ирина Игоревна.

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 1 (2021)

    Уважаемые коллеги!

     

    Языковые обобщения будут охватывать всё более широкие круги и всё более соединять языкознание с другими науками: с психологией, с антропологией, с социологией, с биологией.

    И.А. Бодуэн де Куртене

     

    Глобальные вызовы современного мира – пандемия COVID и здоровье человека, проблемы климата и загрязнения окружающей среды, скорость развития информационных технологий – заставляет научную мысль работать более динамично.

    Современные виды коммуникационного взаимодействия, в том числе и лингвистика в широком понимании этой дисциплины, способны обеспечить интеграцию научной мысли для изучения человека и окружающего его пространства. Сегодня остро стоит проблема анализа понятий, принадлежащих как естественным, так и гуманитарным наукам.

    Настоящий выпуск журнала «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине» является результатом работы международной научно-практической конференции «Образ Русского мира в поликультурном пространстве». Большинство статей, представленных во втором номере, отражают методические разработки наших авторов, ориентированные на дидактические материалы для обучения иностранных студентов. В журнале представлены новые рубрики, презентирующие актуальные издания и конференции.

     Надеемся, что наши публикации будут полезными и своевременными!

    Приглашаем заинтересованных учёных к сотрудничеству! Готовы рассмотреть оригинальные авторские материалы.

    Желаем творческих успехов!

     

    С уважением, главный редактор междисциплинарного журнала

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине», и. о. ректора Алтайского государственного медицинского университета,

    Шереметьева Ирина Игоревна.

     

  • Межкультурная коммуникация в образовании и медицине
    № 1 (2020)

    Уважаемые коллеги!

     

    Перед вами первый номер журнала «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине». Благодаря слаженным действиям и огромному желанию коллектива редакции мы открываем его страницы.

    Дорогие друзья! Мы начинаем наш журнал в непростое время. Но трудные жизненные ситуации помогают объединять усилия, направлять энергию на единый результат. У нас большие планы по интеграции научной тематики журнала, формированию читательской аудитории, налаживанию профессионального общения авторов с сотрудниками редакции. Думаю, что глобальные трудности будут временными и из них можно извлечь полезный опыт. Вынужденная интерактивная коммуникации сегодня прокладывает прочный мост для выработки дальнейших тесных оперативных контактов.

    Эпиграф нашего журнала – Doctrina multiplex, Veritas una (Учения разнообразны, истина одна) – подчёркивает междисциплинарный характер его публикаций. На первый взгляд может показаться, что подобный подход может размывать границы конкретной науки. Однако в эпоху глобальных вызовов такой шаг может послужить рождению истинных знаний. И именно в языке мы видим такую объединяющую силу: «Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г. Державин).

    У нас есть амбициозная цель – поэтапное развитие журнала в издание, включенное в официальный список ВАК. Предполагаем, что наши авторы оценят устремления редколлегии и будут предоставлять качественные материалы для публикации.

    Приглашаем к сотрудничеству молодых учёных, медиков, филологов, психологов, педагогов, всех, желающих совершенствоваться в научном дискурсе. Редколлегия журнала планирует организовать консультативную помощь авторам по подготовке рукописей к изданию.

     

    Желаем творческих свершений и научных побед!

    С уважением,

    Ирина Игоревна Шереметьева, профессор, д. м. н.,

    и.о. ректора Алтайского государственного медицинского университета,

    главный редактор журнала

    «Межкультурная коммуникация в образовании и медицине»